История Харцызского троллейбуса

 

Еще в 1944 году появилась идея соединить троллейбусной линией станцию Харцызск с поселком энергетиков - Зугресом. Идея о строительстве троллейбусных линий в Харцызске возникла еще в далеком 1974 году. Именно тогда, в городе развивалась инфраструктура и транспортный вопрос был не маловажным. Перед началом строительства руководству города пришлось пройти через определенные сложности. По советским стандартам троллейбус строился в городе с населением более 150 тысяч человек, на то время Харцызск не дотягивал до этой цифры (как впрочем и сейчас), и поэтому в жители города были записаны и все жители близлежащих поселков и городов, находящихся в административном подчинениии у Харцызска.

Строительсво началось в 1978 году. Первым делом были расширены улицы, по которым планировался пуск троллейбуса, было построено троллейбусное депо на окраине города (вместимость на 50 троллейбусов). Кстати, изначально депо планировали строить на территории старого рынка. Далее началась прокладка самой линии. В конце 1981года монтажные работы были завершены, в город поступили 10 троллейбусов ЗиУ-9 и один грузовой троллейбус. В конце декабря 1981 г. был осуществлен пробный рейс на линии от микрорайона Металлургов, по улицам Чумака, Краснознаменской, Шалимова до жд вокзала. Первым городским маршрутом стал маршрут, связавший ЖД вокзал с Трубным и Канатным заводами города. Открыт 4 февраля 1982 года. Он и по сей день остается главным маршрутом в городе, и ежедневно перевозит наибольшее количество пассажиров.

Через полтора года, а именно 6 июня 1983 года был открыт маршрут № 2 (Промрайон - Троллейбусное депо, пиковый), а так же маршрут №3 (ЖД вокзал - Троллейбусное депо). 12 сентября 1983 года был открыт кольцевой маршрут №4, причем сначала маршрут работал без заезда в сторону депо. За весь период строительства было освоено около 2 миллионов рублей! По советским временам - это поистине гигантская сумма.

20 апреля 1986 года маршрут №3 был закрыт. 1 октября 1986 года открыта новая линия от ЖД вокзала по улицам Вокзальной, Полупанова, Нахимова. Тут пошли троллейбусы кольцевого маршрута №3. Этот маршрут так-же, не оправдал себя и его закрыли в середине 90-х годов.

Нумерация троллейбусов трехзначная. Машины №№ 001-010 грузовые троллейбусы. Начиная с № 011 началась нумерация пассажирских троллейбусов. На сегодня последний инвентарный номер № 053. По приходу троллейбусов ЮМЗ-Т2. им присвоили номера №№ 034-038, ранее эти номера носили ЗиУ-682, но в то время их списали. ЗиУ-682.В10 получили нумерацию №№ 044-048.

В девяностых годах на линию выходили ежедневно до тридцати троллейбусов. В 1993 году в Харцызск поступили первые ЮМЗ-Т2, которые собрали одними из первых на ЮжМаше, так как их выпуск только только начинался. Но в это же время закрывают маршрут № 3, в связи с малым пассажиропотоком на нем. Контактную сеть разобрали, а вот подвески и кронштейны до сих пор напоминают о когда-то ездящем троллейбусе по улицам Вокзальной и Нахимова. Проект строительства маршрута № 5 до шахты "Коммунист" так же не воплотился в жизнь, хотя был практически на старте, на разворотном кольце, около шахты, до сих пор висят растяжки.В 1998 году осуществлено последнее, на сегодняшний день, изменение сети. Чтобы разгрузить движение, около автовокзала, контактную сеть перенесли на улицу Шалимова. Ранее троллейбусы поворачивали в переулок, ведущий к автовокзалу, затем мимо рынка следовали на жд вокзал.

По состоянию на 1993 год, выпуск на маршруты составлял:
Номер маршрута и конечные
Длина, км
Виход
Интервал, мин.
1 ЖД вокзал - Промрайон
13,2
11
4-5
2 Депо - Промрайон
8,4
5
6
3 ЖД вокзал-Промрайон-ул.Гайдара
11,3
2
19
4 ЖД вокзал - Горбольница
11,1
6
7


Проблемы у Харцызского троллейбусного управления начались на рубеже веков и тысячелетий. Из за отсутствия дотаций из госбюджета на перевозку льготников образовалась задолженность по зароботной плате, вследствие начались массовые увольнения. Так же стал вопрос о ремонте подвижного состава, его просто не за что было производить. Харцызск, один из немногих городов, на базе депо которого есть ремонтные мастерские, тоесть капитальный ремонт троллейбусы проходят в родном депо. В связи с возникшими проблемами образовался замкнутый круг. Уменьшился выпуск машин, а следовательно и выручка - значит и дотации будет меньше. Троллейбусы начали простаивать из за нехватки водителей, доходило даже до того, что не зачто было купить новую резину. Ситуация становилась все хуже и хуже, в результате началось сокращение графиков движения троллейбусов по маршруту № 1 сократили до 20.00. Резко сократился выпуск на маршруте № 4 и составил всего 1 троллейбус. Полностью прекращен выпуск на маршрут № 2. Казалось бы, что может быть хуже? Но вскоре график движения сокращается до 14.30. И после обедеда троллейбусы исчезали с городских дорог. Общий выпуск составлял 6 машин, а когдато их было 30.

Особых происшествий с Харцызскими троллейбусами, к счастью, не было. Но можно вспомнить происшествие, случившееся 28 февраля 2004 года, когда в дождливую погоду, троллейбус утром следовал по улице Краснознаменской, и из за не целостности изоляционного материала, произошло короткое замыкание, в результате чего в троллейбусе случился пожар. Пассажиры остались с неприятными эммоциями и ощущениями, ни кто не пострадал. Сам троллейбус тоже, пострадал незначительно.

Казалось что Харцызск вскоре останется без электротранспорта, все двигалось именно к этому. Но в 2008 году городская влась все же решила помочь электротранспорту и за одно скинуть с своих плеч электротранспорт. Так Харцызское троллейбусное управление было отдано в концессию предприятию "Сурмс". Не смотря на все проблемы, на предприятии остался довольно сплоченный колектив, некоторые сотрудники работают с момента открытия движения и до сих пор, этим мастерам удавалось поддерживать троллейбусы в рабочем состоянии, хотя на сегодняшний день их осталось не так уж и много, ведь время не щадит ничего.Так же за средства депо была налажена работа тяговой подстанции.Так После года роботы этого предприятия была немного отремонтирована контактная сеть, продлен график движения маршрута № 1 до 19.00, а маршрута №4 до 18.00 возобновлен выпуск в утренний час-пик на маршрут № 2. Так же был произведен косметический ремонт троллейбусов. По сравнению с 2007 годом, выпуск на сегодняшний день,увеличился на 2 машины. Осенью 2009 года предприятие пополнилось новыми водителями. В дальнейшем планируется капитально отремонтировать все троллейбусы и преобрести новые.

В 2010 году отремонтировано 2 троллейбуса, а вот в 2011 восстановлен из "небытия" троллейбус ЮМЗ-Т2 №035, который практически згнил под забором в депо. Машину снова вернули к жизни специалисты Днепропетровского вагоно-ремонтного завода. В октябре 2011 года предприятие снова пополнилось новыми водителями. В 2012 году ремонт троллейбусов так же осуществлялся как силами депо, так и в Днепропетровске, где прошел капитальный ремонот троллейбус ЮМЗ-Т2 №037. Так же в этом году продлена работа маршрута №1, как и в былые времена, до часу ночи. В период 2013-2014 годов жизнь Харцызского троллебуса была тяжелой. Но тем не менее троллейбус ежедневно перевозил своих пассажиров. Исключением стали несколько недель августа и начало сентября 2014 года. В результате боевых действий не далеко от Харцызска подвергался обстрелам и сам Харцызск. Так, были прямые попадания в жилые многоквартирные дома, в непосредственной близости около троллейбусного депо. На территорию самого депо снаряды не прилетали. Подвижной состав не пострадал. После минования угрозы обстрела, движение возобновилось. К сожалению машин на линии стало выходить совсем мало, ведь большинство троллейбусов нашего города отработали уже два а то и три эксплуатационных срока. Время не щадит технику, тем более с нашими дорогами! На конец 2014 года на линии было не более 5 машин. Война внесла свои коррективы, и как бы то ни было, пассажиропоток естественно снизился. В феврале 2015 года из Донецка в Харцызск переданы 6 троллейбусов ЗиУ. Ни смотря на то, что данные троллейбусы так же не новые, но для Харцызска это хорошее подспорье для нашего города. История о Харцызском троллейбусе написана с помощью публикаций в городских газетах, а так-же справочника "Eлектротранспорт України"..

 
 
 
Сайт управляется системой uCoz