Троллейбус не роскошь
В статье допущены несколько грубых ошибок
"Ваш Курьер", № 24(687), июнь 2007 года.
Немного истории и статистики
В 2007 году троллейбусное управление отметило четверть века своего существования. Это действительно был праздник со слезами на глазах. Двадцать пять лет для предприятия или человека - время расцвета, самоутверждения. Прекрасный возраст, но
не для троллейбусников. Предприятие уже несколько лет находиться в каматозном состоянии. В 1986-88 годах в его штате было порядка 400 работающих, 30 единиц подвижного состава, 6 маршрутов. В год перевозилось 16 миллионов пассажиров.
Работали водители троллейбусов в четыре смены. Сегодня на предприятии чуть меньше девяти десятков персонала, два троллейбусных маршрута, 8-10 единиц подвижного состава, 13 водителей, из требуемых 17, 11 кондукторов из 17, 1 слесарь - электрик - пенсионер.
И приличная задолженность по зарплате.
Нестерчук называл много цифр, надо признать, подготовился он к встрече основательно, так-что поймать его на чем либо, было довольно сложно даже журналистской братии.
Социальный статус трудового коллектива
Пока шел из редакции до троллейбусного управления (горэлектротранспортом не пользуюсь), никак не мог понять, зачем нас собирают. Прессу, директор предприятия своим вниманием не жалует. Даже когда инициатива исходит от нас, посылает...к своим подчиненным, которые
разговаривая, делят свои ответы "для прессы" и "не для прессы".
Трудовой коллектив в лице нескольких человек, был достаточно прилично одет, что-бы в ком-то из присутствующих можно было распознать водителя или слесаря. Присутствовали только представители администрации.
Полюбопытствовал у коллег из других изданий, по чьей инициативе совещание, - они тоже в неведении.
Потом все стало на свои метса. В коллективе троллейбусного управления, нашлись недовольные, написавшие в газеты письма, о несвоевременной выплате зарплаты. О якобы, ушедших в неизвестном направлении 200 тыс. гривен, выделенных на погашение долгов по зарплате. Выплачена всего 61 тысяча.
Николай Анатольевич ни нашел ничего лучше, как устроить пресс-конференцию для городских СМИ, рассказывая им, что все хорошо - прекрасная Маркиза, за исключением мелких, не типичных для них недостатков.
Толи распинаться перед не всегда понимающим коллективом из нескольких десятков человек, толи заявить о себе - честном и любимом многотысячной аудитории читателей и телезрителей? Второе, конечно же лучше. Тем более, игра шла в одни ворота. Представителей
рабочего класса не было, может не приглашали, может сами не пришли. Люди из администрации - толковые специалисты, по словам Нестерчука, свое дело знают. В этом довелось убедиться и на практике. Цифрами смолют, будь здоров, успевай только переваривать
информацию. Кстати, очень распространенный метод на многих предприятиях. Спрашиваешь почему нет воды, начинают рассказывать какого диаметра трубы, сколько атмосфер давление, о воровстве живительной влаги и т.д. В общем, говорят о чем угодно.
Планово-убыточное предприятие или КП "Горэлектроавтотранс" в трансе
Городской электротранспорт, по словам Нестерчука, при любой власти был планово-убыточным. Но тогда все расходы покрывало государство. Сейчас ситуация изменилась. На уровне верховной власти декларируется льготный проезд, но деньги выделяются частями и нерегулярно.
В результате - задержка по зарплате.
- Льготники - наша головная боль, - вещал директор, - если бы не они...
Привел такие цифры. Дневной доход составляет 3200 гривен, расход 8093, минус составляет более 5 тыс. гривен.
Грустная получается арифметика, если учесть, что предприятие за годы комы растеряло профессионалов, грустно становится в двойне.
Не касались финансов. Проводили конференции, партийные, профсоюзные собрания
Вот чем занималась администрация, по словам директора, в застойно-застольные годы.
Мне всегда, почему-то казалось, что руководитель предприятия должен в первую очередь беспокоится об экономическом состоянии предприятия. Выходит, ошибался. Хотя с другой стороны, когда руководишь планово-убыточным предприятием, деньги на покрытие всех расходов приходят
в полном объеме и вовремя, возможно и такое.
До второй половины 2002 года так оно и было. На других предприятиях к тому времени месяцами задерживалась зарплата, многие становились банкротами, происходили массовые увольнения. КП "Горэлектроавтотранс" продолжало жить в привычных социалистических условиях.
Но крах был не загорами. Только все понадеялись почему-то, на русский "авось". Увы, он не состоялся.
Тринадцать - несчастливое число
Мы, харцызяне, живем в городе, который числится тринадцатым в области, где есть электротранспорт. На вопрос, как он работает в двенадцати остальных, Нестерчук привел следующие факты. В Дзержинске предприятие закрыли. В Авдеевке электротранспорт - в структуре завода. В Мариуполе 50%
зарплаты выделяет исполком, остальные - другие промышленные предприятия, тоже самое в Макеевке. Стабильно работают Артемовск и Енакиево, в Горловке дела идут ни шатко ни валко. "Великий" почин горловчан поддержали Константиновка с Дружковкой. В Донецке средства на зарплаты, в размере 1 миллиона гривен
дает исполком. В Кировограде горэлектротранмпорт взяли на 49 лет в аренду, и теперь расскажите мне о безвыходных ситуациях. Выход найдется, если его, конечно, искать.
Как дальше жить-то будем
Вопрос о необходимости троллейбуса Харцызску - не дискутируется. Однозначно, нужен. - Мы разрабатывали план возрождения нашего предприятия на 2004-2008 гг., - поведал присутствующим директор. - Это было при Коровайном. Планировалось выпускать на линию несколько троллейбусов и 10 автобусов, работающих в режиме такси. Деньги на автобусы были выделены. Но
не успели довести дело до конца. Произошла очередная смена власти, деньги исчезли. Сейчас работаем над новым планом на 2007-2015 гг. Ищем инвесторв, пожелающих вложить 5 млн. гривен в возрождение
нашего предприятия. Думаю, таке найдуться. И в этом плвне предпологается приобретение автобусов, которые будут на линии с троллейбусами.
Говорить о чем-то более конкретном Николай Анатольевич отказался, но выразил уверенность, что худшие для троллейбусников времена - позади.
Двухчасовая встреча подошла к концу. Судя по ее итогам, в троллейбусном упрапвлении учаться считать деньги. Это вселяет надежду.
Виктор Галадей.