Кто возьмет троллейбус на буксир?
"Родина", № , март 2008 года.
Что означает это мудрёное слово — “концессия”, мало кто из простых харцызян понимает толком. Похоже, нынешней весной все мы станем свидетелями события воистину исторического: харцызское троллейбусное предприятие будет отдано городскими властями в концессию частнику. Что означает это мудрёное слово — “концессия”, мало кто из простых харцызян понимает толком. Тем не менее, подразумевает оно частногосударственное партнёрство — такую форму взаимоотношений государства и частного инвестора, которая будет выгодна обоим. Частник, вкладывая по концессионному договору средства в развитие КП “Горэлектро-автотранс”, получает троллейбусное предприятие в управление и большую часть прибыли. Власти Харцызска гарантируют ему сохранность вложенного капитала, получают ежемесячно “капающие” в горбюджет средства в виде концессионного платежа (за аренду имущественного комплекса КП “Горэлек-троавтотранс”) и надолго, а в идеале — навсегда избавляются от “головняка” по поводу вечного лихорадочного поиска денег для поддержания еле-еле теплящейся жизни в убитом предприятии. “Хэппи-эндом” концессии должно стать восстановление ритмичности работы троллейбуса — экологически чистого вида транспорта, “главной фишки” маленького донбасского городка и предмета особой гордости харцызян. По словам мэра Валерия Дубового, когда он, бывая в других городах и странах, рассказывает о Харцызске и говорит: “А ещё у нас есть троллейбус”, то и отношение собеседников сразу меняется: “О! У вас есть троллейбус?!”. Кстати, дался он Харцызску нелегко. По существовавшим в то время нормам (речь идёт о 70-х годах) троллейбус был “не положен” городу с населением менее 150 тысяч человек. Пришлось харцызянам пойти на хитрость, воспользовавшись особенностью административно-территориального деления большого Харцызска. Поэтому в жители Харцызска были записаны также жители Зугрэса, Иловайска, Зуевки, Троицко-Харцызска, а также Ждановки и Кировского (они тогда тоже относились к Харцызску). С момента памятного многим счастливого дня — 4 февраля 1982 года, когда был пущен первый троллейбус, прошло более 25 лет. Вместо 30 машин на линии сегодня худо-бедно работает 8. Предприятие — в кризисной ситуации: государственная субвенция на перевозку льготников не покрывает убытков харцызских троллейбусников, отсюда — задолженность по зарплате, нехватка средств на модернизацию и развитие, отсутствие всякого будущего. Без должной бюджетной поддержки троллейбусное хозяйство “захромало” на все четыре колеса. Похоронить предприятие или пойти на эксперимент — вопрос встал именно так... Сергей Кукочкин: “Главное — инвестиционная составляющая” “В том состоянии, в котором находится КП “Горэлектроавтотранс”, предприятие скорее мертвое, чем живое, поэтому основная задача для города сегодня — сохранить городской электротранспорт. Для городской казны это очень тяжёлое бремя. В прошлом году на погашение задолженности по зарплате харцызским троллейбусникам из местного бюджета было выделено 1 млн. 270 тыс. грн. Поэтому создание концессии выгодно для города, тем более что концессионный сбор, который должен отдавать за год в бюджет города концессионер, составляет более 372 тыс. грн. Исполкомом на настоящий момент утверждены два претендента: ООО “Электроавтотранспорт” и ОАО “СУРМС”. На заседании конкурсной комиссии, которая состоится 24 марта, рассмотрим предоставленные ими бизнес-планы. Предусмотрены оценочные критерии и баллы, которые будут выставляться индивидуально каждым членом комиссии за каждый “показатель”. Набравшее наибольшее количество баллов предприятие и выиграет в итоге конкурс (по закону, комиссия должна определиться в своём решении на протяжении 45 дней). Не скрываю, что для городской власти главное в бизнес-плане — его инвестиционная составляющая”. Депутаты Харцызского горсовета проголосовали за объявление конкурса о передаче в концессию целостного имущественного комплекса КП “Горэлектроавтотранс” ещё осенью 2007 года. Концессия рассматривалась как безальтернативный выход из сложившейся тупиковой ситуации, в которой оказался хар-цызский троллейбус. Городская конкурсная комиссия, рассмотрев заявки претендентов, допустила к участию в конкурсе на право получить концессию два предприятия -ООО “Электроавтотранспорт” (г.Краматорск) и ОАО “СУРМС” (г.Макеевка). Как мы уже сообщали, сам конкурс состоится 24 марта. Кто его выиграет? Тот, кто предложит наиболее выгодные для города условия концессии. Самое интересное: предоставлять комиссии свои бизнес-планы, в которых и содержатся эти самые предложения, оба предприятия не спешат. Ну да, вдруг конкурент предложит более выгодные условия! Так что 24 марта конкурсной комиссии, скорее всего, придётся нелегко: ознакомиться с содержимым сразу двух пакетов с концессионными предложениями (оба предприятия наверняка дотянут с подачей документов до “контрольного” дня!), взвесить все “за” и “против”, “не стратить” в итоге с выбором предприятия -тут воистину нужна ума палата! К тому же, заключая “союз” мэрии и частного бизнеса, необходимо сразу же продумать и то, как “разводиться” будем после оговоренного обоюдным договором срока концессии. Потому как Закон Украины “О концессиях”, принятый ещё в 1999 г., в большей степени “переживает” за права концессионера. Так, ст. 17 обязывает концессиедателя соблюдать коммерческую тайну (скорее всего, это означает, что с момента передачи КП “Горэлектроавтотранс” в концессию вся информация о финансово-хозяйственной деятельности, полученной прибыли и т.п. будет засекречена). А ст. 10 этого же закона говорит, что условия формирования тарифов оговариваются концессионным договором, а не законом. Кстати, весьма интересное наблюдение: журналисты “Родины”, задавшие один и тот же вопрос представителям двух сторон — “У кого будет тарифная дубинка?” — получили ошеломляюще категоричный ответ как городских властей, так и руководителей частных предприятий: “Конечно, мы!”. Сергей Шацкий: “Я не зарабатываю деньги, я создаю их” “Впечатанный” в стену слоган (или девиз предприятия?), у которого сфотографирован директор Краматорского Трамвайно-троллейбусного управления Сергей Шацкий, встречает каждого, кто входит в здание управленческого корпуса ТТУ. По словам Сергея Шацкого, идея — его. Журналист “Родины” не преминула тут же “зацепиться” за довольно амбициозный текст призыва руководителя, стоящего “у руля” предприятия “колёснорельсового ” транспорта: “А на каком месте позиционируете себя среди электротранспортных предприятий Украины сегодня?”. “На втором после Киева”, — был ответ. Кстати, ТТУ, которое возглавляет Сергей Шацкий, является соучредителем идущего на конкурс 000 “Электроавтотранспорт” (специализируется предприятие на ремонте троллейбусов и трамваев). По словам руководителя, на погибающее предприятие он пришёл в 2003 г. как кризис-менеджер. Одним из первых шагов нового руководителя стала... просьба к городской власти посодействовать в повышении тарифа на проезд. Не в троллейбусе. В автобусе (автоперевозчики — прямые конкуренты ТТУ). В итоге пассажиропоток был “схвачен”. Сегодня проезд в краматорском троллейбусе стоит 60 коп. Зарплата водителей — 1300 — 2000 грн. Каждый день выходит на линию 17 троллейбусов и 7 трамваев (в выходные дни меньше). По утверждению Сергея Петровича, на линию могло бы выходить и больше троллейбусов, но катастрофически не хватает водителей! Поэтому кадровой политике в нынешнем году будет уделяться особое значение. Кроме того, на предприятии внедрена современная система управления. В ближайших планах — модернизация ТТУ. А также переход на электронную оплату пассажирского проезда. В прошлом году ТТУ приобрело 3 новых троллейбуса и капитально отремонтировало 2 старых. На городских маршрутах работают трамвай- и троллейбус музеи, повествующие об истории предприятия. В ответ на вопрос: “Для чего?” Сергей Шацкий испытующе-непонимающе глянул на журналиста: “Как — “для чего”? Это — часть истории моего города”. По словам руководителя, в этом году планируется приобретение новых единиц электротранспорта, реконструкция старых. Да, и ещё — установка кондиционеров в салонах троллейбусов! (честно признаться, эта информация просто сразила наповал). — По всему, пассажирам-краматорчанам живётся неплохо. Но назовите причины, по которым я, харцызянка, должна вас любить как возможного концессионера. — Я сохраню для вас харцызский троллейбус, вложив инвестиции. Дам людям рабочие места и достойную зарплату. И буду исправно платить налоги, концессионный сбор в бюджет. — А почему думаете, что у вас всё получится? Харцызяне тоже считают себя профессионалами, только вот “бороться” с государством им уже невмоготу... — Во-первых, у меня уже получилось. Здесь, в Краматорске. Получится и в Харцызске. А с госчиновниками “в верхах” нужно уметь работать — головой, зная не только законы, но и многие юридические тонкости. Если хотите, это тоже профессионализм. И не сидеть на месте, быстро реагировать на все “внешние раздражители”, иметь грамотных менеджеров в управлении. Рассуждая, С.Ш. всё время схематично набрасывал на лежащем рядом листке бумаги (то ли для наглядности журналисту, то ли по выработанной привычке) основные векторы предстоящей работы, цифры и — удовлетворённо обводя жирным кружком — подведенный итог. “Вы — экономист по образованию?” — невольно вырвался вопрос. “Я — профессиональный финансист” (из более подробного разговора выяснилось, что С.Шацкий имеет за плечами экономическое и техническое образование, неоконченную аспирантуру, а на сегодняшний день является студентом Академии Управления при Президенте Украины). “Я с 1996 года работаю с государством. И могу смело назвать себя человеком, который не зарабатывает деньги, а создаёт деньги”. Разъясняя подробнее по просьбе журналиста эту фразу, Сергей Шацкий объяснил, что для него — всегда под силу “выбить” у государства для своего предприятия необходимые виды финподдержки, которые только государство продекларировало. “Краматорское ТТУ, помимо того, что получает субвенцию, компенсирующую льготный проезд пассажиров, участвует в госпрограммах: по закупке новых троллейбусов, строительства новых линий, энергосбережения, автоматизации и других. Харцызск может этим похвастаться?”. — А слабые места своего конкурента в концессионном конкурсе знаете? — Предприятие никогда серьёзно не занималось электротранспортом. Уставный фонд исчисляется в тысячах гривен, тогда как нашего предприятия -в миллионах. — В Харцызске есть прецедент, когда частное предприятие с большим уставным капиталом выкупило металлургическии завод, однако вкладывать серьёзные инвестиции в него так и не стало. Пошло сокращение отдельных производств, людей... Какую сумму вы собираетесь инвестировать в харцызский троллейбус и в какой срок? — Не менее двух с половиной миллионов, в течение первого года. А лучше — в течение месяца. — Ваше мнение — могут ли в Харцызске опасаться вашего прихода? — Я знаю, что уже опасаются! Что придёт чужак — разграбит, приватизирует. Что “уплывут” из города налоги (в моих планах — создать в Харцызске дочернюю структуру предприятия, поэтому налоги останутся в городе). Но я никому не собираюсь доказывать обратное, а успешно поведу дело, за которое возьмусь. Директор ОАО “СУРМС” Станислав Сорокотяга сообщил, что предприятие, которое он возглавляет, существует уже 38 лет. Оно имеет собственную производственную и ремонтную базы, занимается перевозками, имеет квалифицированный штат ИТР и рабочих. В 2005 г. было приобретено здание бывшего санатория-профилактория объединения “Откябрьуголь”, в нём расположились управленческие структуры предприятия. Журналист “Родины” попросила Станислава Сорокотягу назвать причины, по которым жители Харцызска должны быть рады их победе в концессионном конкурсе и приходу на рынок внутригородских пассажирских перевозок. “Во-первых, мы — жители города, поэтому нам хорошо знакомы проблемы, возникшие с пассажирскими перевозками у предприятия КП “Горэлектроавтотранс” в условиях рыночных отношений. Во-вторых, не стоит сбрасывать со счетов и тот факт, что в случае, если победит Краматорск, налоги будут отчисляться в бюджет другого города, расположенного в 118 км от Харцызска”. Третьим аргументом руководителя стал показанный журналисту “Протокол намерений”, в котором сказано, что в случае победы ОАО “СУРМС” в конкурсе, между этим предприятием и ООО Научно-производственная компания “Интеграл” (руководитель А.В.Третьяков) будет заключен договор о совместной деятельности с целью общего успешного управления объектом концессии для удовлетворения нужд населения. Кстати, ООО НПК “Интеграл” уже осуществляет в городе пассажирские автоперевозки. По поводу того, какой размер инвестиций и в какой срок руководство предприятия планирует вложить в харцызский троллейбус, был дан ответ, что в разработанном проекте реструктуризации КП “Горэлектроавтотранса” предусмотрена закупка 15 автобусов “Богдан” и расходы на ремонт электротранспорта. На это потребуется более пяти миллионов гривен. Руководители ОАО “СУРМС” согласны инвестировать эти деньги в сроки, указанные в проекте. Тарифы на проезд в городском транспорте будут согласовываться с органами местного самоуправления. Срок договора концессии планируется заключить на 10 лет. По расчетам, при благоприятных условиях вложенные затраты должны окупиться менее чем за пять лет. “О слабых сторонах предприятия-конкурента ничего не хочу говорить принципиально. Я — за честную конкуренцию. Но, конечно, вместе с коллективом надеюсь на победу”, — сказал Станислав Сорокотяга. От редакции. Как известно, эффективность любой местной власти оценивается её способностью организовать комфортность проживания людей в городе — большего от неё не требуется. А меньшее горожанами не воспринимается. Входит ли троллейбус в понятие “комфортности проживания”? Ещё как! Так что для городской власти успешная “троллейбусная” концессия — возможность самоутвердиться. А для всех нас, живущих в Харцызске, — возврат утраченного и уже порядком позабытого комфорта проезда в троллейбусе “по-человечески”: в чистом салоне, за нормальную плату, без тягомотного стояния на остановках. Ирина РОЖКОВА Татьяна ТАРАНОВА