Запрягайте, хлопцы, коней?

 
"Родина", № , август 2005 года.


Трудно поверить, что еще каких-то пять лет назад ХТрУ было довольно стабильным предприятием. Хотя проблема выживаемости обозначалась давно. Не нужно быть экономистом, чтобы понять: если ежегодно перевозить до 70% льготников, от общего числа пассажиров, а в качестве компенсации убытков получать от державы мизер за фактически выполненную работу; если 10 лет не обновлять парк машин, которые на 93% отработали двойной нормативный срок, то любое предприятие скоро пойдет к краху. Вначале, как водиться "съест" свои оборотные средства, затем - кредиты, и влезет в долговую яму. И его уже не спасет ни какой доходный "ручеек". Видимо, к такому бесславному концу и подошло троллейбусное управление. С недавнего времени в нашем городе троллейбусы ходят лишь до двух дня. Позже их сменяют частные автобусы. Если "народный" транспорт везет всех льготников, то частники "подбирают" не всех: пять категорий граждан имеют право бесплатного проезда, а все остальные обязаны платить. Понятно, что такой поворот дел мало кого устраивает. Вот и названиевает народ во все инстанции, с просьбой восстановить нормальную работу городского троллейбуса. Беспокойные письма читателей засыпали и редакцию нашей газеты. Вот одно из них: "Мы, нижеподписавшиеся, жители Харцызска, убедительно просим прекратить медленной уничтожение самого популярного и экологически-чистого вида транспорта - троллейбуса. Ведь не секрет, что в Донбассе сложилась угрожающая ситуация, начиная с воздушного пространства и заканчивая питьевой водой. Так зачем же еще больше усугублять ситуацию, меняя экологически чистый троллейбус, на загрязнители воздуха - автобусы? Жители Харцызска так же убедительно просят продлить время работы троллейбуса. (всего 473 подписи). Что же касается КП "ГЭАТ", то здесь жарко во всех смыслах. Начальник планово-производственного отдела А. Кабаченко чуть ли не весь день отвечает на звонки. Как раз в это время зазвонил телефон. Моя собеседница подняла трубку. Раздался возмущенный женский голос: почему в два часа дня троллейбус ехал пустым и не забирал людей на остановках? Как выяснилось, заклинило двери - вот и пришлось гнать порожняк. Не мало выпало испытаний на долю троллейбусников. В июле 2002 года начался спад транспортной работы. Летом 2004-го местный совет принял троллейбусное управление в свое подчинение с большими долгами. Напомним: тогда расформировали предприятие "Облэлектротранс" и многие города забрали трамваи-троллейбусы под коммунальное крылышко. Но переход не помог - "лихорадка" продолжается до сих пор. Сейчас хорошо себя "чувствует" разве что электротранспорт больших городов вроде Донецка и Мариуполя. Даже полумиллионная соседка - Макеевка не смогла справиться: трамваи и троллейбусы исчезли враз, их заменили юркие "пазики. Макеевка не Харцызск. Нашему городу не обойтись без троллейбуса. Это понимают и горожане и власти. Как только ни пытались решить вопрос выживания. Взять, к примеру, канувший в лету эксперримент. Помните, некоторое время льготники могли добровольно платить по 20 копеек за проезд? Кто-то соглашался, кто-то отказывался. Специалисты подвели итого "двадцатикопеечной истории", и пришли к неутешительному выводу: лиш 20% горожан поддержали эксперримент. А льготный билет мог стать постоянным, лишь при 100%-процентном согласии... Раз народ не поддержал эту идею - надо было искать новые пути финансирования. Следующий шаг - реорганизация ХТрУ в КП "Горэлектроавтотранс". Теперь, по идее коммунальное предприятие должны поддерживать местные власти. Но если в бюджете нет свободных средств, то и нечего "разевать роток". Например, решено было к имеющемуся подвижному составу добавить несколько автобусов. Что из этого вышло? Еще 12 января нынешнего года на заседании городского совета принято решение № 4/27-1012, о том, что из так называемого фонда развития, необходимо выделить 420 тыс. гривен на покупку четырех "пазиков". До сих пор нет ни средств, ни автобусов. Тем временем ситуация продолжает усугубляться. Немного статистики. Еще в начале года КП "ГЭАТ" расчиталось с огромными долгами по зарплате - 1 млн. 100 тыс. гривен. Вроде 2потек" и скудный "ручеек" субвенции. Однако "экономического чуда" не произошло. Последние отчеты говорят о том, что "за семь месяцев текущего года перевезено 4931,4 тыс. пассажиров, из которых 3450,5 тыс. - льготники. Получается, что на перевозку льготников троллейбусники потратили 1398,1 тыс. гривен, а из госбюджета, в виде субвенции получили всего 28%. То есть 390,9 тыс. гривен. Причем на расчетный счет поступило 149,3 тыс. гривен, остальное - зачетом за энергоносители. Жаль, но даже повышение стоимости билето до 50 копеек не стало панацеей от всех бед, ведь нынче себестоимость одного платного пассажира составляет 1 гривну! "Если в лучшие времена мы работали с пяти утра и до часу ночи и выпускали на линию 25 единиц транспорта, - рассказал директор КП "ГЭАТ" Н. Нестерчук, - то теперь наш город обслуживают где-то семь машин и то лишь с шести утра до двух дня". Сегодня предприятие вновь оказалось в тупике. С одной стороны, где взять деньги, с другой - как удержать людей? По штатному расписанию в коллективе должно быть 203 работника, однако в среднем работают где-то 100 человек. Кадров катастрофически не хватает! Кто из нас, харцызян, согласиться "горбатиться" за аванс в 50-100 гривен в месяц? Задолженность по зарплате составляет четыре месяца. Люди в прямом смысле сидят на хлебе и воде... С такими финансовыми непреятностями недалеко и до беды. В ночь на вторник, 16 августа, мчалась в сторону Донецка иномарка. Выезжая с моста, ее водитель не справился с управлением и на улице Филатова врезался в троллейбусную опору. В результате произошел разрыв контактной сети. Стражи порядка сообщили о случившемся в диспетчерскую КП "ГЭАТ". Те, в свою очередь, в срочном порядке собрали специалистов. И бригада выехала на место происшествия. Постарались как можно быстрее ликвидировать аварию. Восстановительными работами руководил начальник службы электрохозяйства О. Ганжа. Справились к семи утра. Еле-еле успели. И все же первый поток пассажиров к месту работы, к сожалению не доставили. Этот простой, конечно же повлек за собой немалые убытки. А ведь все можно было сделать гараздо быстрее, если бы не увольнялись ремонтники. Факты фактами, но не хотелось бы завершать материал на минорной ноте. Ведь не зря говорят, надежда умирает последней. На днях Кп "ГЭАТ" получил телефонограмму "сверху". Кабмин принял "Отдельное поручение, касающееся своевременного перерасчета и раздела субвенций для возмещения затрат по льготным перевозкам отдельных категорий граждан на автомобильном и железнодорожном транспорте". К слову, в данном документе упоминается, что в проекте бюджета на 2006 год будет заложена вся сумма субвенций, в частности на государственное жилищно-коммунальное хозяйство. Некоторые скептики могут возразить, дескать, вилами по воде писано. На что отвечу: в минувший понедельник, 8 августа, городской голова А. Игнатенко кратко определил: "Особое внимание мы должны уделить двум темам - подготовка к отопительному сезону и состояние троллейбусного движения в городе". Продлит ли это жизнь троллейбусу? Христина Коновалова.

 
 
 
Сайт управляется системой uCoz