Харцызский троллейбус - мне 25!

 
"Родина", № , февраль 2007 года.


"2 февраля, в актовом зале КП "Горэлектроавтотранс" состоялось торжественное собрание, посвященное 25-летию троллейбусного движения в Харцызске. А начиналось все в далеком 1974-м году… Идея - выручалочка В начале 70-х годов прошлого века Харцызск переживал период бурного роста. Строились новые корпуса трубного завода, началось строительство жилых микрорайонов Черемушек. Потребности во внутригородских пассажирских перевозках резко возросли. Общественный же транспорт в то время был представлен всего четырьмя автобусами. А в одном только ТЭСЦ-2 тогда работало до 3 тысяч человек. Естественно, транспортная проблема стояла очень остро. По воспоминаниям старожилов, именно с ее обсуждения начиналось едва ли не каждое комсомольское и партийное собрания на трубном и сталепроволочно-канатном заводах. Обращений в горисполком и горком компартии Украины тоже хватало. Но решить проблему было не в силах местной власти. "Прямо, хоть уходи с должности", - пожаловался как-то ныне покойный первый секретарь горкома Станислав Ткачук тогдашнему депутату Верховного Совета СССР по нашему округу Николаю Голдину. "А давайте лучше построим в Харцызске троллейбус", - неожиданно предложил тот. - "Я помогу". Такое обещание дорогого стоило - ведь Николай Васильевич был не только депутатом, но и министром тяжелой промышленности СССР. Так о возникновении замысла организовать в Харцызске троллейбусное движение рассказывает директор КП "Горэлектроавтотранс" Николай Нестерчук. Но по существовавшим в то время нормам троллейбус был "не положен" городу с населением менее 150 тысяч человек. Пришлось харцызянам пойти на хитрость, воспользовавшись особенностью административно-территориального деления большого Харцызска. Поэтому в жители Харцызска были записаны и жители Зугрэса, Иловайска, Зуевки, Троицко-Харцызска, а также Ждановки и Кировского (они тогда тоже относились к Харцызску). И в 1978 году строительство началось. За 4 года отремонтировали ряд городских улиц, построили депо на 50 троллейбусов, здание административно-бытового корпуса, тяговые подстанции, контактную сеть… Было освоено почти 2 миллиона рублей централизованных капитальных вложений (громадная по тем временам сумма!). Работы выполняло СУ "Промстрой-2". Был применен и метод "народной стройки" - за счет долевого участия городских предприятий. Становление И вот строительство завершено. Историческое событие - начало регулярных троллейбусных пассажирских перевозок - произошло 4 февраля 1982 г. После торжественного митинга с участием руководителей города, промышленных и коммунальных предприятий, на линию вышел первый пассажирский троллейбус. Впереди на нем был укреплен красный транспарант "Настроение отличное - к рейсу готов!". Первая троллейбусная линия (протяженностью 6,5 км) соединила центр города с трубным и сталепроволочно-канатным заводами. А через три года в Харцызске действовало 4 троллейбусных маршрута. В 1990 году на линии ежедневно выходило до 30 машин, в месяц перевозилось до 1,5 млн. пассажиров. День сегодняшний На рубеже веков троллейбусное управление оказалось в кризисной ситуации. Ведь Харцызск - город угольщиков и металлургов, многие из которых выходят на пенсию на 5-10 лет раньше общепринятого срока. Государственная же субвенция на перевозку льготников не покрывала всех убытков троллейбусного управления. Из-за этого уменьшалось число машин на линиях, а значит, и число "платных" пассажиров. Получался замкнутый круг, ведь субвенция рассчитывается исходя из их количества. Возникла задолженность по заработной плате (ныне она составляет более 600 тыс. грн. - и это без учета налогов и отчислений), многие квалифицированные работники уволились. Тем не менее, на предприятии осталось немало людей, добросовестно работающих едва ли не с основания депо. В их числе директор КП "Горэлектроавтотранс" Николай Нестерчук отметил начальника депо Вячеслава Звонцова, главного инженера депо Алексея Завизиона, водителей троллейбуса Зухру Хаптеву и Ольгу Тригуб, кондуктора Лидию Бельмас, диспетчера Валентину Фирсову, уборщиков Галину Шемет и Лидию Лосеву. Чествование юбиляров Несмотря на существующие на предприятии трудности, на торжественном собрании царила теплая радостная атмосфера. И в этом - огромная заслуга работников городского Дворца культуры, подготовивших отличную концертную программу. Зрителями были тепло восприняты народные и популярные песни в исполнении солистов театра эстрадной песни Дмитрия Бойчука, Наталии Бушуевой, Екатерины Федулиной, Инны Саенко, Яны Курловой, Анны Дробот, танцевальные номера в исполнении хореографического коллектива "Вдохновение". Игорь Вержевикин и Виктория Лобай из театра эстрадных миниатюр "Ералаш" показали зрителям сценку по отрывку из рассказа Михаила Зощенко "Свадьба". Альберт Малик из этого же коллектива прочитал стихотворение Тараса Шевченко "У бога за дверми лежала сокира". А Екатерина Вдовиченко, занимающаяся в цирковой студии при городском ДК (она работает с сентября) исполнила настоящий цирковой номер! В перерывах между выступлениями юных артистов к собравшимся с короткими речами обращались официальные лица, пришедшие поздравить коллектив. Харцызский городской голова Валерий Дубовой отметил, что очень важно сохранить в городе электротранспорт. Это вопрос не только удобства жителей, но и престижа города. "Когда где-то рассказываешь о нашем городе и говоришь: "А еще у нас есть троллейбус", то отношение сразу меняется: "О, у них есть троллейбус!" - признался мэр. Кроме него, поздравить коллектив пришли секретарь Харцызского горсовета Игорь Колодий, заместитель Харцызского городского головы Сергей Кукочкин, зав.отделом по вопросам транспорта и энергосбережения Сергей Юденко, зав.отделом внутренней политики Аркадий Яковлев. На торжественном собрании также выступили заместитель генерального директора корпорации "Укрэлектротранс" Николай Парапата и, разумеется, директор КП "Горэлектроавтотранс" Николай Нестерчук. Состоялось и торжественное награждение работников КП "Горэлетроавтотранс". Почетную грамоту от дирекции корпорации предприятий городского электротранспорта Украины получили директор КП "Горэлектроавтотранс" Николай Нестерчук, главный инженер депо Алексей Завизион, электромонтер тяговой подстанции Тамара Земба, водитель автотранспорта Дмитрий Лосев, диспетчер Галина Комарова, водитель троллейбуса Александр Печелистый. Был также зачитан поздравительный адрес от корпорации. В честь праздника ряд работников предприятия был награжден грамотами Харцызского городского головы и городского совета. Состоялось также награждение грамотами от администрации и профкома КП "Горэлектроавтотранс". Его проводил директор предприятия Николай Нестерчук. Вручение грамот сопровождалось краткой характеристикой награждаемого работника. У слесаря по ремонту защитных сооружений Николая Михайловича Чеснокова был двойной праздник - ему исполнилось 80 лет. Он ветеран Великой Отечественной войны. Несмотря на возраст, он по-прежнему бодр и полон сил. Как отметил директор, Николай Михайлович - ответственный и исполнительный работник, работающий с полной отдачей. Он прекрасно справляется со своими обязанностями, связанными с гражданской защитой объекта. Взгляд в будущее Николай Парапата в своем выступлении отметил, что в декабре 2006 года Кабмин утвердил Программу развития городского электротранспорта на 2007-2015 гг. Ею, в частности, предусмотрены централизованные закупки новых машин. И, например, Харцызск должен получить в этом году 2 новеньких троллейбуса общей стоимостью 1 млн. 300 тыс. грн. Правда, для этого нужно найти в городском бюджете 650 тысяч - финансирование предусмотрено по схеме 50х50 (половину дает государство, половину - город). Но остается еще проблема убыточности текущей деятельности. С этой целью под руководством Харцызского городского головы Валерия Дубового решается вопрос о привлечении инвестиций для организации комплексной работы по схеме автобус-троллейбус. Вообще, идея работы по схеме троллейбус-автобус появилась четыре года назад. Тогда же Харцызское троллейбусное управление сменило название на нынешнее. Предполагалось за счет городского бюджета приобрести для него с десяток маршрутных такси и пустить их параллельно с троллейбусами. Но для этого в бюджете города необходимо было найти 1 200 000 грн., которых не было. В настоящее время ведутся предварительные переговоры с потенциальными инвесторами. " Владислав Дивак

 
 
 
Сайт управляется системой uCoz